Русский | Татарча
информационно-просветительский портал


Актуальный опрос

Как Вы относитесь к революциям в арабских странах?
Последние новости

22.11.2014
22.11.2014
22.11.2014
13.10.2014
05.10.2014
19.09.2014
19.09.2014
16.09.2014
12.09.2014
10.09.2014

Что такое Курбан?


03.11.2011
Слово «Курбан» означает «приблизиться», «быть ближе».
 
 Как религиозный термин, это означает приношение в жертву животного в определенное время, с намерением поклонения, чтобы сердцем приблизиться к Всевышнему Аллаhу.
 
Курбан в Исламе является одним из видов поклонений, совершаемых имуществом. Это выражение благодарности Всевышнему Аллаhу за ниспосланные Им блага. Жертвоприношение стало ваджибом (обязательным) во втором году по хиджре. Его обязательность обоснована аятами Священного Корана, сунной Пророка Мухаммада (саллаллаhу алейhи ва саллям) и иджмой (единодушным мнением исламских богословов). Курбан является сунной Пророка Ибрахима (алейhиссалям).
 
Наш Пророк (саллаллаhу алейhи ва саллям) сказал: «Курбан – это сунна нашего отца Ибрахима (алейhиссалям)». (Абу Дауд)
 
Всевышний Аллаh возвещает в Коране о ниспослании жертвенного животного, заменившего на жертвеннике Исмаила (алейhиссалям):
 
 وَفَدَيْنَاهُ بِذِبْحٍ عَظِيمٍ
 
 «И Мы заменили ему [сына] на большую жертву» (сура «Ас-Саффат», аят 107)
 
Ваджиб Курбан означает благодарение Всевышнего Аллаhа за бесчисленные блага и искупление за свои грехи. Часть мяса жертвенного животного используется семьей, которая совершила Курбан, а часть раздается бедным, для которых это является важной поддержкой. Как известно, для удовлетворения потребностей человечества в мясных продуктах ежедневно забиваются сотни тысяч животных. Но приобрести их могут только те, у кого есть такая возможность, а мясо жертвенного животного предназначено, прежде всего, для распределения бедным, малообеспеченным людям. Поэтому жертвоприношение в Исламе является реальным выражением человечности и щедрости.
 
 2. Виды обязательного (ваджиб) Курбана
 
 а) Курбан Исмаила Курбан Исмаила – это жертвоприношение, совершаемое во время праздника Курбан и являющееся обязательным для людей, владеющих имуществом в размере нисаба (т.е. для людей, для которых выплата закята - фард).
 
А теперь давайте обратимся к историческим корням этого прекрасного поклонения. Как-то, находясь в Мекке, пророк Ибрахим (алейhиссалям) во сне услышал голос: «О, Ибрахим! Аллаh повелел тебе принести в жертву сына твоего, Исмаила!». Ибрахим (алейhиссалям) в испуге проснулся и задумался над правдивостью услышанных слов. Сначала он не мог понять, от кого этот сон: от Аллаhа или от шайтана? Его мучили сомнения. Этот сон он увидел за два дня до праздника Курбан. На следующий день сон повторился. И это убедило Ибрахима (алейhиссалям) в том, что его сон – от Аллаhа. А когда в первый день праздника Курбан он в третий раз увидел тот же сон, его убеждение, что это – от Аллаhа, окончательно окрепло. «Это – испытание от Аллаhа», - подумал он. И действительно, это было испытание на верность. Друг ради друга должен жертвовать тем, что ему самому более всего дорого. Аллаh выбрал для себя Ибрахима (алейhиссалям) халилем (другом). И теперь Всемогущий Создатель желал проверить, достоин ли тот этой дружбы? Поэтому Аллаh повелел Ибрахиму (алейhиссалям) пожертвовать самым дорогим и ценным, что у него было – сыном.
 
Для любого человека, конечно, было бы немыслимо тяжелым испытанием принести в жертву своего любимого, бесценного ребенка. Аллаh, Обладатель Знания, не требовал сразу принести в жертву Исмаила, а сделал так, чтобы Ибрахим (алейhумассалям) постепенно привык к этой мысли через повторяющийся сон. С этого дня стало обычаем не сразу, а деликатно сообщать человеку известия, тяжелые для него. Ибрахим (алейhиссалям) в то утро велел сыну взять веревку и нож, сказав, что они пойдут за дровами. Это было для них привычным делом.
 
 Исмаил (алейhиссалям) ни о чем не подозревал. Взяв с собой веревку, нож и топор, они отправились в путь. При подходе к Мина (место в окрестностях Мекки) Ибрахим стал рассказывать Исмаилу (алейhумассалям) свой сон. Он дал сыну понять, что Аллаh послал им очень большое и серьезное испытание. Исмаил (алейhиссалям), не опечалившись и ни на секунду не усомнившись, подумал: «Разве не Он дает нам жизнь, и не Он ли ее отнимает? Владыка жизни, Всевышний Аллаh, сейчас требует жизнь, которую Он сам даровал. Неужели можно представить себе смерть достойнее, чем эта?» Исмаил (алейhиссалям), проявляя покорность и уповая только на Аллаhа, ответил своему отцу: «О отец мой! Сделай то, что тебе велено. Даст Бог, ты увидишь меня терпеливым». Ответ сына одновременно и обрадовал Ибрахима (алейhиссалям), и заставил сильно задуматься. На его глаза навернулись слезы. Он смотрел на своего сына, проявившего такую силу веры, не скрывая радости. Он гордился им.
 
 Ибрахим (алейhиссалям), уложив сына на правый бок, приготовился выполнить приказ Всевышнего Аллаhа. Он завязал глаза сыну, чтобы тот, увидев нож, не испугался, и сердце его не дрогнуло. Все это происходило именно там, где и по сей день (во время хаджа) совершают жертвоприношение. Прежде чем коснуться ножом горла Исмаила, Ибрахим (алейhумассалям) сказал: «Бисмилляhи!» и воскликнул: «О, мой Господь, я исполняю Твою волю!».
 
 Отец провел ножом по горлу сына, но это не принесло ему вреда, поскольку не было воли Аллаhа на то, чтобы Исмаил (алейhиссалям) был принесен в жертву.
 
После этого события верность и терпение семьи Ибрахима (алейhиссалям) станут примером для ангелов и всех людей. Это было испытанием на верность и преданность. Ибрахим и его сын (алейhумассалям) подтвердили, что они готовы пожертвовать самым ценным: Ибрахим (алейhиссалям) ― своим сыном, а Исмаил (алейhиссалям) ― своей жизнью.
 
 Они, без тени сомнения, сохранили преданность Всевышнему Аллаhу, и вышли из этого тяжелейшего испытания наилучшим образом. Когда Ибрахим (алейhиссалям) вновь приготовился приставить нож к горлу сына, он услышал голос с небес: «Ибрахим, ты доказал свою верность. Ты показал всем, что ты верен Аллаhу. Остановись! Теперь нет нужды приносить в жертву Исмаила». Ибрахим (алейhиссалям) остановился и огляделся. Он увидел ангела Джибриля (алейhиссалям), спускающегося с небес с рогатым бараном, у которого глаза были обведены сурьмой. Джибриль (алейhиссалям) поздравил Ибрахима (алейhиссалям) и объявил: «О, Ибрахим! Этот баран кормился в Раю сорок лет. А сейчас он ниспослан тебе, чтобы ты принес его в жертву вместо сына». Ибрахим (алейhиссалям), возликовал, услышав добрую весть, он освободил сына, забрал барана у Джибриля (алейhиссалям) и принес его в жертву. В ответ на такую великую милость Аллаhа, Ибрахим (алейhиссалям) до конца жизни совершал намаз благодарности (шукур намаз).
 
 С тех пор все мусульмане, чтобы отметить спасение Исмаила (алейhиссалям) и отдать дань благодарности Всевышнему, ежегодно, в один день, совершают жертвоприношение. Этот обряд обязателен (ваджиб) для каждого обеспеченного мусульманина.
 
 б) Назир Курбан
 
Это жертвоприношение, которое было обещано Аллаhу. Слово «назир» означает «обещание», «обет». Этот Курбан является ваджибом. Для того чтобы Назир Курбан был совершен правильно, необходимо выполнить следующие условия:
 
 1. Животное для Назир Курбана должно относиться к одному из видов животных, предназначенных для ваджиб Курбанов. Например: индюк или петух не могут служить Назир Курбаном, так как они не предназначены для жертвоприношения.
 2. Назир Курбан не должен совпадать с ваджиб Курбаном для того, кто дал обет. Например, если состоятельный человек скажет: «В том случае, если у меня то-то получится, то в праздник Курбан я совершу жертвоприношение». В этом случае курбан не будет Назир Курбаном. Но, если кроме ваджиб Курбана, он принесет в жертву еще животное, то «Назир» будет исполнен.
 3. Назир Курбан не должен противоречить воле Всевышнего. Например, нельзя обещать Аллаhу принести в жертву своего сына.
 4. Назир Курбан не может быть сделан из чужого имущества, так как обещать можно лишь свое имущество.
5. Назир Курбан не должен превосходить возможности человека, не быть непосильным для него.
 
 Мясо Назир Курбана не могут есть ни принесший жертву, ни его семья (дети, внуки, отец, мать, дедушки и бабушки). Все мясо обязательно раздается бедным. Если хозяин съест хоть немного этого мяса, то он должен раздать садака (подаяние) бедным, равное стоимости съеденного мяса.
 
 в) Курбан Благодарения (Шукур Курбан) Этот Курбан является обязательным (ваджиб) для тех, кто совершает Хадж Киран и Хадж Таматту’ (данный Курбан еще называется Хадий).
 
 г) Курбан Искупления (Джаза Курбан) Это ваджиб Курбан, который приносится за совершение некоторых недозволенных действий во время хаджа.
 
(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)

Теги:


Оставьте комментарий
Имя *:
Email:
Код *:
Новости партнёров
Загружается


Религия


Общество
Создать сайт бесплатно Рейтинг@Mail.ru Рейтинг исламских сайтов
© 2009—2014 Пензенская региональная общественная организация "Просвещение"
Адрес: Пензенская область, г. Пенза, ул.Терновского 42/15. Телефон: 8(8412) 31-93-60
Создание и обслуживание сайта — Студия Ариф.Ру